Clothing Gothic era
На XIII – XIV вв. приходиться наивысший расцвет средневековой культуры. Сам термин Gothic«готический стиль» появился еще в эпоху Возрождения, и имел оттенок пренебрежительный. Гуманисты эпохи Ренессанс посчитали искусство, предшествующей эпохи, уродливым и варварским – «готским», за отсутствие строгости и стройности, симметрии и гармонии — присущие античным образцам.  Хотя, во многом благодаря, достижениям этой эпохи и появилось такое явление как Ренессанс.

В эпоху готики на первый план общественной и политической жизни выходит город. Именно здесь проходит светская жизнь феодалов, сюда перекачивали из замковых и монастырских  дворов многочисленные ремесленники.  Рынки и биржи, рост университетов и городских коммун – все это навсегда изменило облик Европы и вектор развития европейского общества. В это время ужесточается борьба между феодалами, происходит зарождение буржуазии, усиливается власть церкви. Конечно, такие значительные подвижки не смогли не сказаться на внешнем облике средневекового жителя.

GothicОсобое развитие в этот период получает архитектура. Готический храм, сохранив, ту же базиликальную форму, что и в романский период, получил новую конструкцию свода, основой которой является каркасная  система с нервюрами.  Нервюрный свод  позволяет возводить не только квадратные, но и прямоугольные, и еще более сложные в плане, пролеты.  Для готических соборов характерно устремленность ввысь, ощущение воздушности, легкости. Скелет здания состоит из множества стрельчатых арок и системы опорных столбов. Стены прорезаны высокими окнами, заполненными в свою очередь витражами.  Отсюда возникает мода на все величественное, высокое, стройное и горделивое.

Помимо соборов и храмов, в готический период зарождается городское муниципальное строительство – ратуши и суды, таможни и биржи, больницы и рынки, все эти здания создали неповторимый образ европейских городов, дошедший до наших времен. Созвучно архитектуре менялся и костюм европейцев.

Об одежде этого периода мы можем судить по книжным миниатюрам,

In April. Illustration to the Book of Hours Limburg brothers, the Duke of Berry.
Апрель. Иллюстрация братьев Лимбургов к часослову герцога Беррийского.
распространившимся благодаря изобретению книгопечатания, и скульптурным изображениям, украшавшим соборы и общественные здания, а также, зарождающемуся искусству портретной живописи.

В XIII-XIV вв. в Европе появился большой выбор тканей, возросло мастерство европейских ткачей. Высоко цениться сукно, произведенное во Фламандии и Италии. Помимо льняных и шерстяных тканей с XII в. в Италии стали выращивать  хлопок, с XIII в. там научились изготовлять бархат и парчу, богато украшенную  металлическими нитями, а также муар и газовые ткани. На импорте тканей с Востока из Италии и Испании делались целые состояния. Также, ввозили в Европу шелк-сырец из которого, затем, изготовляли шелковые и атласные ткани. Благодаря, возросшему мастерству окрашивания тканей, появились ткани меняющие свой цвет, в зависимости от освещения. Однако, одежда, изготовленная из таких тканей была доступна только для знати, простолюдины довольствовались домотканой холстиной, грубо-окрашенной.

Платья для повседневного обихода изготовляли из тканей темных оттенков (черного, серого фиолетового), продолжает развиваться традиция «мипарти» — одежда, сшитая из отрезов тканей разных цветов.

В это время в Европе еще не научились изготавливать узорчатые ткани, зато искусство вышивки достигло невиданных высот. Ткани, расшитые золотыми и серебряными нитями, имеющие вышитые орнаменты, ценились не меньше драгоценных камней.

С XIII в. происходит переход от свободно ниспадающих  одеяний, очень длинных у женщин, а у мужчин, доходивших до колен,  до облегающих силуэтов, появившимся благодаря новым знаниям  в мастерстве кроя и появлению пуговиц.  Пуговицы (пришедшие из тюркского и монгольского костюма) не только сменили пряжки и застежки в одежде высшего сословия,  они стали украшением одежды. В одежде появились съемные рукава, клинья, выточки, шнуровка, воротники. Рукава, первоначально раскраивали, очень узкие, их пришивали к платью после того, как его одевали, а затем отпарывали, перед снятием, в дальнейшем, научились делать вшитые.

В эпоху готики появляются два различных силуэта, для молодежи – короткий и облегающий и для пожилого поколения – длинный и свободный.

gozzoli_benozzo
Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов, 1459-1461 год.
Социальные различия в одежде продолжали углубляться: придворная знать, аристократия, горожане, купечество, ремесленники, крестьяне —  каждое сословие имела свой костюм. В XIII в. появились первые законы, регулирующие права сословий в выборе одежды.

Идеал мужской красоты также, претерпевает изменения, теперь это уже не мужественный закаленный боями рыцарь, а изнеженный женоподобный юноша.  Одежда его перегружена деталями и напоминает  женскую.

Rogier van der Weyden
Рогир ван дер Вейден Женский портрет
Идеалом женской красоты считается стройная гибкая молодая девушка, с длинной шеей маленькой головкой и высоким (специально подбритым) лбом. Фигуре с помощью одежды придавали  S-образный силуэт. На лице не должно быть видны брови и ресницы. Волосы убирали под высокие головные уборы самых вычурных форм.

Мужская одежда эпохи готики состояла из нижней одежды – рубахи  штанов, верхней одежды – котт и сюрко. Постепенно в XIV в. на смену длинным одеждам пришли короткие – куртка-котарди (длинной до середины бедра или короче, с рукавами разной длинны, украшенная «языками» и поясом) и жакет (облегающий на груди и стянутый на поясе, расширяющийся ниже, имеющий присборенный   окат рукава).  Чтобы подчеркнуть мужественность фигуры, подбивали плечи ватой, зауживали крой верхней одежды, подчеркивали талию.

В конце XIV- начале XV вв. появляется упленд, который вытеснил котарди. Это была широкая верхняя одежда, ниспадающая крупными складками с плеч, длиной от бедер до пола. Он имел высокий воротник, застегивающийся на пуговицы. Рукава, имели широкий раструб, и достигали земли, в некоторых вариантах они имели манжеты. Богатый упленд украшали мехом и вышивкой.

Gothic Suit

Женщины, как и мужчины, в качестве нижней одежды носили – рубашку, позже названную сорочкой и штаны (которые полностью скрывали под верхней одеждой). Сверху одевали котт, прилегающий на груди (использовали шнуровку), а затем, свободно ниспадающий до пола.  Поверх, одевали облегающий сюрко, отличающийся по цвету от нижнего платья. Для придания S- образного силуэта, в районе живота, под котт прикрепляли стеганые подушечки (босс), юбки шили с длинным шлейфом. В это же время, приходит мода, на так называемое «королевское сюрко», имеющее покрой сарафана, с огромными проймами, через которые видна область талии. В XIV в. появилась одежда подобная мужскому котарди соединенная на бедрах широкой расклешенной юбкой. В конце  XIV в. женщины начинают носить упленд, без рукавов, с завышенной талией, подпоясанный под грудью.

Gothic Suit

Обувь имела различные формы, это были башмаки и сапоги с длинными и короткими носами, появляется каблук. Обувь имеет украшения из драгоценных камней и вышивки. Для защиты обуви от грязи, поверх надевали башмаки на деревянной подошве.

Женские головные уборы эпохи готики были значительно разнообразнее мужских.

Популярностью пользовались рогатые чепцы, конусообразные генины, эненны. Мужчины носили  береты, шляпы с мягкими полями, шапки, популярность набирает капюшон, пришитый к верней куртке или плащу. Головные уборы имели украшения в виде брошек, застежек и диадем.

Мужчины стригли волосы до линии челюсти или короче, носили аккуратно подстриженные бороды или гладко брились. Женщины заплетали волосы в косы и укладывали в тугие «улитки» «бараньи рога». Волосы уложенные таким образом, помещали в золотые сетки, украшенные драгоценными камнями.