Вопреки сложившемуся мнению музыкальная инкарнация готики не ограничивается одними готик-роком и готик-металом, а имеет больше жанров и саб-жанров.
Готик-рок (gothic rock) — музыкальный стиль, часто неверно понимаемый эстетически и неправильно употребляемый как термин — ответвление пост-панка, которое появилось в начале 1980-х. Его репутация самой темной и самой мрачной формы андеграундного рока в значительной степени заслужена, хотя сегодня эта репутация происходит больше от визуальной мелодраматичности групп и выряженных в чёрное адептов готики. С точки зрения звука, готик-рок взял холодные синтезаторы, обработал гитары пост-панка и использовал их, чтобы создавать печальные, тревожные, часто эпические мелодии. Вначале его лирика была самосозерцательной и очень личной, но его поэтическая чувственность вскоре пришла к литературному романтизму, болезненной, религиозной символике, и/или сверхъествественной мистике. Готик-рок вообще был стилем, не особенно приветствуемым критиками, учитывая его склонность к витиеватой поэзии, неуклонно жалобным стенаниям и избытку мелодраматизма. Однако это породило преданную и по сей день процветающую субкультуру, которая поддерживала эстетику. Крестными отцами готик-рока стали британские постпанки Joy Division, чья холодная, отстраненная, одержимо самосозерцательная музыка и лирика заложили основание для готического стиля. Но истинным рожденим готик-рока стала песня «Bela Lugosi`s Dead», дебютный сингл группы Bauhaus 1979 года. Пост-панк снабдил оружием такие группы как The Cure и Siouxsie & The Banshees — их тяжелая, угрожающая косметика и темные одежды стали важной частью самовыражения для фэнов. Следствием распространенния и растущей популярности готик-рока среди определенной части чувствительной и отчужденной молодежи (сначала в Великобритании, откуда вышло большинство его групп, а затем в США), его отличительной чертой становится все более диковинный и оригинальный звук. The Cure, Siouxsie & The Banshees и The Mission в Британии включали больше поп и альтернативных элементов в свою музыку, в то время как The Sisters Of Mercy, Fields Of The Nephilim, и американцы Christian Death взяли на вооружение более тяжелый, иногда перекликающийся с металом звук. К концу 80-х, первоначальное движение готик-рока прекратило существовать, но музыка, видоизмененная в новые формы, продолжала влиять на многие другие более темные поджанры рока. В течение 1990-х, готическое звучание начало параллельно скрещиваться с индустриальной музыкой, производя гибриды, которые обратились к обеим сторонам, такие например как darkwave — поджанр, который включил в себя synthpop 80-х и dream-pop. Последняя половина 90-х также показала, что влияние готик-рока неожиданно прослеживается на всем хэви-метале; новая порода прогрессивных металлических групп довльно много заимствовала от готического звука и стиля, в то время как некоторые альтернативные металические группы также приобщились к визуальным образам готик-рока (включая Мэрилина Мэнсона и HIM, которые — несмотря на бесчисленные обращения к готике — не являются готик-рокерами).
Gothic-metal (готический металл)
Время основания - середина 90-тых (1993-1995). Родоначальники стиля бывшие метал-группы - Type o Negative со своим альбомом "Bloody Kisses"(1993) и My Dying Bride с альбомом "Turn Loose Swans" (1994,) и частично "утяжеленные" в ходе музыкальной эволюции готик-рок группы - Dreadfull Shadows, Love Like Blood (позние), Lacrimosa. Первыми настоящими и образцовыми готик-метал песнями, с моей точки зрения, можно считать "Christian Women - part 1" и "Black N1" группы Type o Negative. Некоторые критики считают "утяжелившиеся" готик-рок группы полноценными отснователями готик-метала (уже упомянутые Dreadfull Shadows, Love Like Blood, Lacrimosa, etc.). Нужно отметить, что по иронии судьбы большинство из них заиграли готик-метал намного позже, чем выходцы из метала, поэтому на первых этапах за готик-металом в прессе закрепился статус более "металлического" стиля, чем готического. Да и освещался стиль сначала только только в метал-зинах ("Hammer", "Kerrang", etc.). Естественно, сейчас готик-метал с металлом уже имеет очень мало общего. Тексты готик-метал групп всех спектров и разновидностей. Музыка gothic metal: четкие гитарные рифы и синтезаторные проходы. Практически полное отсутствие соло. Обилие хоралов и женских бек-вокалов. Вокал - обычно чистый мужской голос (иногда немного "рычащий") и второй вокал - "ангельский" женский или второй мужской, поющий "речетативом". В последнее время, начиная с 1996 с альбомом "One Second", готик-метал группы Paradise Lost, стало входить в моду использование различных семплов и электронных вставок. Подобный звук (готик-метал в смеси с dark электроникой) практикуют Theatre of Tragedy, Secret Discovery, EverEve, etc. Также с середины 90-тых стилистические границы стиля начали расширяться, и появились разновидности gothic metal: gothic love metal (HIM, To Die For, Entwine, etc), sympho-gothic metal (Nightwish) и crossover gothic metal / industrial (Zeromancer, Rammstein, поздний Oomph!, поздний Megaherz), а также gothic folk (medieval) metal (In Extremo, Subway to Sally, etc.). Заметна тенденция, что как у других субжанров готики в ходе технологических инноваций с каждым годом заезженая и технологически устаревшая металлическая составляющая готика-метала все более заменяется электронной или индустриальной основой.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы:
Type o Negative "Bloody Kisses" (1993),
Secret Discovery "Chapter" (1996),
Paradise Lost "Draconian Times" (1995),
HIM "Greatest Lovesongs Vol. 666" (1996),
My Dying Bride "Turn Loose Swans" (1994),
Rammstein "Mutter" (2000),
Theatre of Tragedy "Musique" (2000).
Lacrimosa "Stille" (1997)
Gothic love metal Стиль появился в 1996 г. вместе с альбомом "Greatest Lovesongs Volume 666" финской готик-группы HIM (His Infernal Majesty). Gothic love metal - это разновидность готик-метала, акцентирующая внимание на темах смерти и любви. В музыке присутсвует некоторая доля поп-музыки. Вокал - всегда чистый и протяжный. Группы в основном из скандинавских стран. Родоначальник стиля - финская группа HIM. В одном из интервью с Villo Vallo (HIM) отметил, что "сам стиль, gothic love metal, это та музыка, которую готы слушают, когда любят".
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы:
HIM "Razorblade Romance" (2000),
Alice 2 "Brave New World" (2001),
To/Die/For "Epilogue" (2001),
Entwine "Gone" (2001)
Gothic folk (medieval) metal Появился в середине 90-тых в Германии вместе с появлением групп Corvus Corax и In Extremo. Gothic folk metal - разновидность готик-метала с элементами medieval и folk (в основном шотландские волынки). Музыка gothic metal / medieval: в большинстве случаев, готик-метал, разбавленный фолковыми инструментами и/или электроникой. В основном, вокалист поет речитативом или вся группа поет хором. Тексты навеяны средневековьем и его атмосферой. В музыке присутсвует некоторое количество электроники (Tanzwut, Saltatio Mortis) или же отсутсвует вокал (Corvus Corax), или есть добавки классических инструментов (Letzte Instanz). Так же к данному стилю однозначно можно отнести Haggard. Родоначальниками стиля можно считать In Extremo.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы:
In Extremo "Verehrt und angespien" (1999),
Haggard "Awaking The Centuries" (2000)
Tanzwut "Tanzwut" (1999),
Tanzwut "Labyrinth der Sinne" (2000),
Subway to Sally "Herzblut" (2001),
Corvus Corax "Tempi Antikii" (1999),
Letzte Instanz "Das Spiel" (1999)
Medieval gothic. Этот стиль - готика в ее собственно историческом понимании. Группы долгое время собирают историческую информацию о временах Средневековья, анализируеют ее и воссоздают стилистику прошлого почти в аутентичном варианте. Иногда подражают искусству трубадуров и менестрелей. Самый яркий представитель стиля - ATARAXIA. К представителям направления можно также причислить ESTAMPIE, WOLFENMOND, PSALTERIA и некоторых других.
Ethno/Medieval/Psychedelic Gothic
Группой, совершившей настоящий прорыв в готике и определившей дальнейшее развитие некольких субжанров направления, стала австралийская DEAD CAN DANCE. Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива, первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой "Третьей музыки". Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дъявольской красотой) композиции DEAD CAN DANCE уводили в путешествие по бесконечным галереям потусторонних миров. Уникальный (темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих "готических" групп, сделавших акцент на женские голоса.
Gothic Ethereal
(дословно – эфирный, эфемерный) — стиль готической музыки, характеризующийся светлой меланхолией, использованием классических инструментов или их синтетических аналогов. Основу музыкальной ткани чаще всего составляют смычковые (контрабас, виола, скрипка, клавишная имитация смычкового отдела симфонического оркестра), их чаще всего разбавляют фортепианные и/или акустические гитарные партии. Иногда присутствует перкуссия. Для Gothic Ethereal характерна возвышенно-парящая атмосфера, создаваемая высокими по регистру смычковыми(скрипки), контрастирующая с мрачной и давящей, задаваемой смычковыми, звучащими в низком диапазоне(контрабас), высокий, драматичный женский вокал (так называемое «ангельское пение»). В чистом виде Gothic Ethereal редко, чаще всего он сочетается с Gothic Neo-Classical или Darkwave. Темп чаще всего низкий и очень низкий, отчего Ethereal часто принимается за Ambient. Наиболее интересные представители данного жанра – Arcana, Artesia, Elend, Lycia.
Gothic (Dark) Neo-ClassicalПожалуй, одно из самых интересных, интеллектуальных, и, к сожалению, наименее востребованных направлений в готике. Если Medieval Gothic – это готика в её историческом понимании, то Neo-Classical Gothic – в классическом.
Жанр достаточно молодой, большинство команд, исповедующих его, образовались в начале – середине 90-х и позже. Истоки Neo-Classical проследить трудно, многие представители в своих интервью упоминают Dead Can Dance как музыкальный и творческий идеал. Не исключён и интерес к классическим композиторам, ведь многие исполнители Neo-Classical имеют профессиональное музыкальное образование. «Всё прекрасное должно быть печально» - так сказал основатель Ophelia’s Dream Dietmar Greulich, и само название этого коллектива уже отсылает нас к классике.
Музыканты данного жанра обращаются к выразительным средствам классической музыки, используя в композициях звучание таких инструментов, как рояль, фортепиано, виолончель, и т.д. Лирика, как правило, тоже имеет «классические» корни, и обращается к литературным приёмам романтизма, символизма, декаданса. Зачастую тексты имеют прямые ссылки на произведения готических и классических писателей, таких, как Э.По, Г.Ф. Лавкрафт, В. Шекспир, а так же на готические романы. Изрядную долю составляют чисто инструментальные композиции (хороший пример – Nox Arcana). Вокал, если он присутствует, чаще всего высокий, женский академический, часто используются отстранённые, «призрачные» хоралы, создающие атмосферу мистичности и таинственности.
Стиль не изобилует виртуозными пассажами и техничными импровизациями, скорее наоборот, стремится к минимализму, но минимализм этот «здоровый». Акцент сделан на чувственность, проникновенность, лиричность, романтизм, драматизм. Темп от умеренного до фактически полного его отсутствия (у команд с переходом в Ambient). Состав группы редко бывает полноценным, чаще всего это проект одного-двух человек, к которым на время записи могут присоединяться сессионные музыканты.
Следует отметить, что неоклассику в чистом виде фактически никто не играет (за исключением, пожалуй, Ashram и Stoa на альбоме «Zal»), гораздо чаще встречаются её «сплавы» с другими жанрами: Gothic Ethereal (Artesia, Autumn Tears, Dargaard, Elend), Dark-Folk (Empyrium, Jaramar), Ambient(Artesia, Dark Sanctuary, Nox Arcana), Darkwave (Illuminate), и даже с Gothic-Metal (Lacrimosa, альбом Elodia) .
Наиболее интересные представители, рекомендуемые к ознакомлению:
Autumn Tears (Winter And The Broken Angel 2000)
Ashram (Shining Silver Skies 2006)
Dark Sanctuary (Royaume Melancoluque 1997)
Dark Sanctuary (Les Memoires Blesses 2004)
Empyrium (Weiland 2002)
Nox Arcana (Winter's Knight 2005)
Nox Arcana (Shadow of the Raven 2007)
Nox Arcana (Winter's Eve 2009)
Ophelia’s Dream (All Beauty Is Sad 1997)
Stoa (Zal 2001)
Дарквэйв (Darkwave) — один из наиболее противоречивых музыкальных стилей, одно из направлений современной электронной музыки. До сих пор среди критиков и слушателей нет единства мнений, что именно следует относить к Darkwave. Бытует даже мнение об обособлении Darkwave как самостоятельного движения, не имеющего отношения к готике.
Часто Darkwave путают с Dark Ambient и/или Ethereal, но на самом деле в этих жанрах больше разницы, чем сходства. Например, в Darkwave часто встречаются элементы EBM и Electro-Industrial, для которых характерна ритмическая структура, чётко выраженный темп и использование синтезированных сэмплов, что далеко не типично для Ambient. Вокал в Darkwave часто искажён электронными «примочками», что противопоставляет его «ангельскому», «возвышенному» пению Ethereal. Иногда встречаются классические инструменты или их электронные синтезы, что в определённом смысле роднит Darkwave с Dark Neo-Classical. Для создания музыки используются синтезаторы звука, очень редко гитары и живые ударные. Многие группы, работающие в данном направлении, являются исключительно студийными проектами и не дают концертов. Дарквейверы, как правило, очень мистичны, обособляют себя и своё творчество от «этого мира», подчёркивают его(творчества) «потустороннее» или даже «космическое» происхождение. Характеризуется Darkwave мрачным звучанием. Ритм замедленный (реже — быстрый), чаще — с синкопами. Дарквейв зачастую очень атмосферен и плотен по звучанию. Стиль появился в середине 1980-х, и корни его следует искать в стилях новый романтизм и новая волна и частично среди групп-основателей индастриала, в частности — в творчестве Depeche Mode, Gary Numan, Cabaret Voltaire, Wolgang Press, Human League. В основном, так называемой новой волны. В творчестве этих групп время от времени проскальзывали достаточно «мрачные», печальные мелодии. Со временем выделился блок групп, создающих исключительно холодную (cold wave) или темную электронику (дарквейв). В основном, это были немецкие группы, поэтому со временем стали употреблять термин «немецкая школа darkwave», которая породила таких монстров жанра как Deine Lakaien, Diary of Dreams, Sopor Aeternus, Das Ich, Girls Under Glass, а далее Wumpscut и остальных. В целом, кроме перечисленных колективов можно назвать также много других мировых групп, которые принимали участие в формировании стиля — Love Is Colder Then Death, In My Rosary, Ikon, Razed In Black, B-TON-K, etc. Основными лейблами-оплотами, выпускающими darkwave/cold wave в стали «Dark Star» и «Strange Ways».
Яркие представители: «Killing Ophelia», «Lamia», «Deine Lakaien», «Diary of Dreams», «Das Ich», «Sopor Aeternus».
Готабилли (Gothabilly) — музыкальный жанр, который сочетает в себе музыку рокабилли и субкультуру готов. Вокал в музыке готабилли обычно похож на классическое рокабилли, но более мрачен и депрессивен. Жанр довольно близок к жанру сайкобилли, отличается от него меньшим музыкальным темпом и большим влиянием готик-рока. Готабилли оказал влияние на музыку групп The Cramps, Salon Betty, The Misfits, 45 Grave, рок-музыканта Ника Кейва и др. Термин появился в 1970-е, чтобы описать музыку, которую играла группа The Cramps. Получил распространение термин только в начале 1990-х.
Очень интересным представителем данного жанра является шведская группа The Coffinshakers, которая играет на стыке таких жанров, как готабилли и дэт-кантри.