В самом конце 70-х панк-волна в Англии начала утихать, панк, стал видоизменяться, тогда и произошло зарождение готики. В то время и возник пост-панк, декадентское музыкальное течение не ставило пред собой никаких задач, просто частица панк групп сменила привычное пост-панк звучание на более депрессивное, имидж на остался не менее декадентский. Siouxsie & the Banshees, Specimen, Sex Gang Children, Bauhaus, Joy Division, Southern Death Cult и другие сформировали готическую пост-панк волну, их фанаты не отставали от собственных кумиров в плане имиджа. Общую эстетику сего периода описывают как dark punk. Затем возникли группы игравшие готический рок, но без явных пост-панковых корней - Fields of the Nephilim, Sisters of Mercy, The Mission и многие другие группы.
Готы тех времен весьма отличались по имиджу от настоящих готов, хотя и сейчас существуют готы, для которых период конца 70-х и начала 80-х являются идеалом (ради удобства классификации здесь мы будем именовать ранних готов - «dark punks»).
Прародители готики - Dark Punks близки по идеологии с предтечением - панками, лишь только тотальный нигилизм панков был немножко смягчен, и приобрел не менее декадентские черты, так же используют девиз тех времён - (пришедший к нам из далеких 80-х) «Goth's Undead», который напрямую созвучен с девизом панков «Punks Not Dead». Имидж был также трансформирован из панковского - на головах остались ирокезы (выбритые виски впредь до сих пор отличительный признак готов) лишь только ирокезы приобрели насыщенный непроглядный окрас, хотя иной раз уж далеко не ставились торчком (занимательный факт - ирокезы «радикально черного цвета» зачастую ставились при помощи обувного гуталина), только зачесывались вспять, собираясь в хвост, или же зачесывались на одну из сторон (вот причина существующей впредь до сих пор основной прически готов), очень популярна прическа а-ля «взрыв на макаронной фабрике», на настоящий момент используемая одежда, также радикально сместилась в сторону черного цвета, хотя и с достаточно сильными изменениями - наибольшие изменения коснулись лиц мужского пола, нужно отметить немалое число андрогинных (бесполых персонажей) на ранней gothic сцене - зачастую как участники групп так и фэны носили рваные колготки, кофты-сетки (активно использующиеся и до нынешнего времени). Однозначного объяснения причин внушительного количества андрогинных готов не существует, а это однозначно наложило отпечаток на все дальнейшее совершенствование субкультуры, и до настоящего времени считается в порядке вещей «женственность» облика гота мужского пола.
Актуальным оставался самодельный пирсинг (булавки, кольца), с огромной долей уверенности могу утверждать, что именно пирсинг в современном виде был введен именно готами, конечно пирсинг был известен за долго до готов , но dark punks сделали его эстетикой. По легенде большинство dark punks тусовались в s&m клубах, в этом месте был создан пирсинг в современном виде. Из элементов доставшихся в наследство от панков нужно отметить шипованные браслеты и ошейники, если браслеты применяются отнюдь не только лишь готами, но и металлистами, панками, так ошейники - это деталь «одежды» характерная лишь готам. Из нововведений нужно отметить использование грима , маникюра лицами обоих полов. dark punks использовали очень огрубелый грим - белоснежное лик, обведенные черным глаза, черные губы, ну а также черные ногти на руках. Как заметно из выше перечисленного ранние готы многое переняли от панков (что сейчас отнюдь не удивительно, потому что готым эти раньше были панками), однако при этом ввели в обиход очень много нововведений, что именно указывает на однозначную самобытность субкультуры а также независимость от предтеч. Точкой отсчета истории gothic subculture считается 1979 год, только точнее выход в этом году сингла Bauhaus «Bela Lugosi's Dead» - по множеству причин эта песня (изначально написанная как шутка) является причиной появления gothic субкультуры в том виде, в каком все мы знаем ее на данный момент. Вряд ли снова какая-нибудь песня из написанных в этом веке является причиной появления целой субкультуры. В композиции поется про Bela Lugosi - культового артиста венгерского происхождения, самой знаменитой ролью которого стал Dracula 1931 года (он прочно связал готов вместе с вампирами). В припеве песни существует слова «Undead, undead, undead» (поэтому благодаря этому припеву а также появился «девиз» готов «Goth's Undead»). Огромное количество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме The Hunger (Голодуха) и уж верно, что его посмотрели все фэны Bauhaus, фильм начинается с выступления Bauhuas в каком-то клубе, в котором они исполняют данную композицию. Фильм The Hunger - О двух новых вампирах в исполнении Дэвида Боуи, а также Катрин Денев, которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а лишь делая надрез маленьким ножиком в форме анка - египетского символа бесконечной жизни, поэтому благодаря использованию в фильме The Hunger анк стал символом готов используемым и в настоящий момент. Нужно отметить, что сейчас dark punks и ранние gothic группы далеко не называли себя готами - термин был придуман примерно в то же время, но группы отнюдь не использовали его с целью описания своей музыки, а также слушатели редко называли готами себя.
Термин «гот» как описание индивидуума появился позднее, во время когда, сформировались четкие представления о готическом мировоззрении . Ранние готические группы были стремительно подхвачены волной популярности - об них много раз писали все музыкальные издания того времени (широко популяризируя термин gothic), како новом и «модном» музыкальном течении. Но волна очень стремительно (к середине / концу 80-х) схлынула, а также вроде бы все указывало на то, что сейчас gothic музыка и подпитывающая ее субкультура, также смирно умрут, однако все оказалось совершенно не так...